Водителям в РФ рассказали, почему селекторы АКПП стали такими маленькими

Игорь Ряшенцев, 15.07.2021 10:44

Селектор АКПП на Hyundai Santa Fe, фото: njcar.ru

Эксперты портала aif.ru разобрались, почему за последние годы селектор автоматической коробки передач так сильно изменился. Из достаточно большого рычага он превратился в маленький компьютерный джойстик. Что же стало причиной такой трансформации?

Если обратиться к истории, то можно обнаружить, что раньше было два типа селекторов. Американские автопроизводители чаще крепили устройство под рулевым колесом. Такое расположение помогало освободить пространство между водителем и пассажиром, чтобы установить в переднем ряду ещё одно кресло, но с другой стороны - во время движения селектор можно было задеть и нечаянно переключить режим работы трансмиссии, что было достаточно неудобно.

В Европе, напротив, размещали селектор между передними креслами - в виду компактности немецких и французских машин разместить третье место в переднем ряду всё равно не представлялось возможным. К тому же подобная конструкция была заметно дешевле американской.

Чуть позже потребность в трёхместном размещении на переднем ряду отпала, поэтому и в США перешли на европейский вариант. Стоит заметить, что и он имеет свои недостатки - поскольку селектор связан с коробкой передач при помощи соединительно тросика, который может подмерзать, окисляться и тем самым создавать трудности при переключении режимов движения, либо может перегореть предохранитель, что тоже не позволит работать автоматической трансмиссии.

Сейчас всё больше автомобильных концернов вроде BMW, Land Rover и Jaguar предпочитают устанавливать в машины полностью электронные секретеры, напоминающие джойстики от компьютерных приставок. Например, на Volvo XC60 селектор и вовсе представлен в виде небольшой клавиши.

Если сравнивать со старыми рычагами АКПП, то новые селекторы гораздо надёжнее, поскольку в их конструкции нет никаких трущихся механизмов. К тому же они не занимают много пространства, что позволяет комфортно разместить и водителя, и пассажира в передней части автомобиля. Также электронные селекторы защищены от случайных движений и переключений - просто так режим заднего хода не активируется, а паркинг включится только тогда, когда машина уже остановилась, водитель вышел из салона и закрыл дверь. Единственный минус электроники - она сильно подвержена воздействию влаги. Поэтому с такой коробкой нежелательно вброд преодолевать водные препятствия или другими способами заливать селектор. Но, впрочем, влаги боится любая электроника в машине, а не только трансмиссия.

 
 

Возврат к списку