Автоэлектрик разъяснил, можно ли заряжать аккумулятор прямо в машине, не снимая клеммы
Зарядка АКБ, фото: njcar.ru
Традиционно идеальный способ зарядки аккумулятора включает снятие батареи, её очистку и при необходимости доливку дистиллированной воды, после чего следует подключить зарядное устройство. Этот подход особенно важен в зимний период, когда батарея будет подвергаться дополнительным нагрузкам, и правильно подготовленная аккумуляторная батарея прослужит гораздо дольше.
Тем не менее, многие водители по разным причинам, будь то нехватка времени или банальная лень, предпочитают подзаряжать АКБ, оставив её на месте, не снимая. И это вовсе не редкость, ведь на СТО можно часто услышать просьбы выполнить быструю подзарядку прямо на автомобиле.
Стоит отметить, что электросистема автомобиля остаётся активной даже после выключения зажигания. Батарея продолжает подавать питание на такие компоненты, как генератор, стартер и ЭБУ. К примеру, можно включить магнитолу, и она продолжит работать, несмотря на то, что двигатель не запущен.
Нормальное напряжение полностью заряженного аккумулятора спустя 30 минут после остановки двигателя должно быть около 12,8 В. Если батарея уже имеет признаки износа, это значение может снижаться до 12,2-12,3 В.
Как только двигатель запускается, генератор начинает работать, поддерживая напряжение на уровне около 14,5 В. В современных автомобилях эта величина может колебаться в пределах от 13,7 до 15,3 Вольта в зависимости от модели. Электронные системы машины обычно рассчитаны на напряжение до 14-19 В, а с учетом увеличившихся потребностей в электроэнергии, генератор обязан обеспечивать стабильное и достаточное питание для всех устройств.
Таким образом, подключение зарядного устройства без предварительного снятия клемм не вызывает серьёзных проблем. Многие зарядные устройства обеспечивают напряжение в 14,5 В - аналогичное тому, что генерирует генератор, но с меньшим током (обычно в пределах 4-6 А). Если двигатель выключен, и напряжение на аккумуляторе составляет 12,6 В, зарядное устройство повышает это значение, восстанавливая заряд.
Электроника автомобилей вполне подготовлена к работе с напряжением до 18-19 В, и в большинстве случаев зарядка аккумулятора не приведет к поломке системы. Однако исключения всё-таки могут быть.
Современные зарядные устройства, как правило, автоматические и обладают защитой от повреждения аккумулятора. Их достаточно просто подключить и дождаться завершения зарядки. Профессиональные же устройства позволяют настраивать как напряжение, так и ток, что может быть полезно в некоторых случаях. Но при максимальных настройках на старых автомобилях могут возникнуть проблемы. Современные машины, однако, способны выдерживать такие нагрузки без последствий.
Главное правило - не подключать зарядное устройство при работающем двигателе, чтобы избежать возможных проблем с генератором.
И, наконец, некоторые автолюбители утверждают, что зарядка аккумулятора без снятия клемм обязательно приведет к поломке ЭБУ. Но стоит заметить, что на некоторых немецких автомобилях аккумулятор располагается под сиденьем или в багажнике, что делает его снятие неудобным. Для таких случаев на кузове предусмотрены специальные контакты для зарядки. Вопрос: разве инженеры этих брендов не понимают в автомобилях?
Итак, заряжать аккумулятор без снятия вполне можно, если использовать автоматическое зарядное устройство или профессиональное оборудование с грамотной настройкой.