В автосалоне раскрыли, почему переключение рычага АКПП может быть прямым или зигзагообразным, и какой вариант лучше

Елена Липеева, 28.05.2025 13:36

Селектор АКПП, фото: njcar.ru

Если присмотреться к различным моделям автомобилей с АКПП, можно заметить, что селектор переключения режимов перемещается либо по прямой линии, либо по изломанной траектории. Владелец сети автосалонов в интервью порталу njcar.ru рассказал, откуда взялась эта разница и есть ли за ней скрытый смысл.

На деле оба типа выполняют одну и ту же функцию - переключение между режимами коробки. Отличие лишь в инженерных решениях. Ломаная форма, или так называемый "зигзаг", чаще используется для предотвращения случайного перехода между режимами. Прямая схема выглядит проще, но требует внедрения дополнительных механизмов фиксации, чтобы избежать ошибок при управлении.

Ранее рычаги АКПП иногда устанавливали на рулевой колонке, однако в дальнейшем они перекочевали на центральный тоннель - этот вариант оказался более предпочтительным, особенно для водителей, привыкших к механической коробке. Кроме того, такое расположение облегчает организацию пространства: можно разместить под рукой кнопки, подстаканники и другие элементы.

В наше время производители всё чаще делают выбор в пользу компактных электронных селекторов - джойстиков или шайб. Они экономят место и придают интерьеру современный вид.

На функциональность оба типа селекторов АКПП не влияют - они служат одной цели: позволить водителю выбирать нужный режим трансмиссии (P, R, N, D и пр.). Основное различие заключается в подходе к обеспечению безопасности от случайного переключения.

Зигзагообразный механизм специально сконструирован так, чтобы исключить случайные движения. Он требует, чтобы водитель перемещал рычаг по строго заданной траектории, "обходя" механические преграды. Часто для включения определённых положений, например, заднего хода, нужно ещё дополнительно надавить на рычаг - создавая дополнительный уровень защиты от непреднамеренного переключения.

Прямолинейные рычаги, напротив, визуально и конструктивно проще. Но и здесь реализована блокировка - срабатывает только при нажатии специальной кнопки на рычаге. Без этого механизма рычаг просто не сдвинется, что также исключает случайные действия.

Таким образом, оба варианта надёжны, и каждый из них предлагает свою реализацию механизма предохранения от случайного переключения передач. Выбор между ними - скорее вопрос личных предпочтений и эргономики. Кому-то ближе ступенчатый "зигзаг" за его тактильную определённость и визуальный контроль, другие ценят прямой ход за простоту и привычность. На эксплуатационные характеристики автомобиля это не влияет.

Возврат к списку