Эксперт рассказал, какие заблуждения о прогреве двигателя могут быстро убить мотор

Елена Липеева, 09.12.2024 05:39

Прогрев ДВС, фото: njcar.ru

Среди водителей существуют два противоположных мнения: одни настаивают на обязательном прогреве двигателя перед началом движения, другие, напротив, считают это ненужной мерой, называя её пустой тратой топлива и источником загрязнения окружающей среды. Однако, как показывает практика, оба подхода могут привести к серьёзным ошибкам, которые чреваты дорогостоящими поломками. Эксперт портала njcar.ru рассказал, какие заблуждения о прогреве двигателя могут привести к его поломке.

Давайте кратко пробежимся по аргументам обеих сторон. Те, кто настаивают на обязательном прогреве, обосновывают это тем, что холодный двигатель не только работает нестабильно, но и испытывает повышенный износ, если сразу начинать движение. В ответ на возражения о медленном прогреве на холостых оборотах, приверженцы этой позиции предлагают слегка нажать на педаль газа, чтобы повысить обороты - ведь в отсутствии нагрузки это якобы безопасно.

Противники же, которые предпочитают выезжать на дорогу сразу после того, как заведут мотор, апеллируют к рекомендациям производителей автомобилей. Они справедливо замечают, что, если бы предварительный прогрев был жизненно необходим, он наверняка нашел бы отражение в инструкции по эксплуатации. К тому же они подчеркивают: двигатель, находясь в движении, нагревается быстрее, что способствует уменьшению выделения вредных веществ в атмосферу.

Давайте погрузимся в процессы, которые происходят внутри двигателя до момента достижения им оптимальной рабочей температуры. Дело в том, что все современные ДВС созданы из металлов с различными коэффициентами теплового расширения.

Так, алюминий, широко применяемый для изготовления блоков цилиндров, отличается практически в два раза более высоким коэффициентом теплового расширения по сравнению со сталью, которая обычно используется для создания поршневой группы. Таким образом, если увеличить температуру на 10 градусов по Цельсию двух одинаковых по размеру частей из алюминия и стали, то они изменят свои размеры по-разному: алюминий будет расширяться почти в два раза сильнее, чем сталь.

Когда речь заходит о прогреве двигателя, важно учитывать, что температура элементов силового агрегата влияет на их взаимодействие. В момент нагрева происходит временное изменение зазоров между деталями ДВС: в одних местах зазоры становятся больше, вызывая люфт, в других возникает противоположная ситуация и трение становится больше. Такая неравномерность приводит к преждевременному износу. Также важно помнить, что масло, которое на холоде еще не достигло нужной температуры, не способно в полной мере выполнять свою функцию.

Учитывая вышеперечисленное, лучший вариант - избегать чрезмерной нагрузки на двигатель, но вот парадокс: сторонники обязательного прогрева зачастую увеличивают обороты, нажимая на газ, а те, кто предпочитает начинать движение без предварительного прогрева, сразу вводят мотор в рабочую нагрузку. И там, и там элементы двигателя сталкиваются с условиями, далекими от идеала, что неизбежно ускоряет процесс износа. Итак, несмотря на все доводы, прогрев двигателя остается обязательной процедурой, но лишь при условии, что не будет никакого излишнего "ускоряющего" прогрев нажима на газ, чтобы избежать чрезмерного износа на начальной стадии работы мотора.

Возврат к списку