Зачем в СССР строили заправки в виде летающих тарелок, и почему они были удобнее современных АЗС

Елена Липеева, 09.09.2025 11:42

Парящие АЗС, фото: njcar.ru

В советский период на фоне типовой архитектуры изредка возникали экспериментальные проекты. Наряду со зданиями на пилонах и фасадными панно, в 1970-х годах возникла концепция нетипичных автозаправок. Их дисковые формы, установленные на опоры, настолько контрастировали с обычными сооружениями, что среди автомобилистов мгновенно укоренилось определение "инопланетные тарелки".

Закрепившееся также наименование "японские" объясняется реальным заимствованием проектной идеи из Японии. В этой стране такие модульные комплексы эффективно справлялись с недостатком территории в плотных городских кварталах, минимизируя занимаемую площадь.

Функционально же эти АЗС почти не отличались от традиционных. Горючее, как и везде, сохранялось в подземных резервуарах, однако раздаточное оборудование переместили наверх. Для подачи топлива на высоту использовались насосы повышенной мощности. Особой приметой сооружения были светильники, вмонтированные в кольцевую часть конструкции: они не только обеспечивали качественное ночное освещение, но и усиливали эффект футуристичного облика.

В середине 70-х годов советские власти решили протестировать новый формат автозаправок. Несколько таких объектов появились в Москве и Самаре. Всего в страну поступило около десяти комплектов оборудования. Логично возникает вопрос: зачем вообще возводить столь необычные конструкции в городах, где свободного места хватало с избытком?

Как выяснил портал njcar.ru, ключевая причина крылась в удобстве для водителей. Маневрировать возле колонок не приходилось: после оплаты оператор нажимал кнопку, и с верхней платформы опускался шланг нужной длины. Заправить машину можно было буквально за пару движений.

Инженеры думали и об архитектурной составляющей. Для своего времени такие станции выглядели ультрасовременно, создавая ощущение технологичности. Одновременно конструкция имела и практическое преимущество: отсутствие колонок на земле снижало вероятность аварий - врезаться попросту было не во что.

Сначала эти заправки казались современной идеей. Но в реальности с ними были одни проблемы. Их было очень дорого обслуживать: конструкции надо было постоянно проверять, а детали быстро ломались. Вскоре начали протекать баки с топливом, что могло легко привести к пожару.

Часто ломались и механизмы, которые опускали бензиновые шланги. Когда это происходило, заправка просто не могла работать. Детали для ремонта делали только за границей, поэтому каждая поломка означала простой на многие месяцы.

В итоге в СССР быстро отказались от этого эксперимента. Уже в 80-е годы такие "летающие" заправки по всей стране закрыли. А вот в Японии, где мало места, такие заправки прижились и работают до сих пор.

Возврат к списку